Сегодня искусство может прийти в ваш район не только по личной инициативе: об этом заботятся и девелоперы. Но что особенного в сотрудничестве с разработчиком для художника и куратора? По каким критериям отбирают искусство? Каково будущее такого сотрудничества? Мы связались с организаторами паблик-арт-проекта «Быть здесь» и узнали мнения различных участников.
«Быть здесь» — необычный проект. Он расположен на приграничной территории: с одной стороны — жилой комплекс «Южная долина», с другой — музей-заповедник «Горки Ленинские». Работы художников можно найти в трех местах: в недостроенной галерее жилого комплекса, в лесу и в парке на территории музея.
Этот проект далеко не первый среди тех, кто стремится наладить связь между художниками и разработчиками. Другие примеры включают уличное искусство рисования строительных баннеров или архитектурные туры по району, проводимые застройщиками. Способов взаимодействия, а также случаев такого сотрудничества становится все больше, и редакция ART FLASH погрузилась в один из них.
Вера Ершова, куратор паблик-арт проекта «Быть здесь»
Как вам пришла в голову идея использовать территорию жилого комплекса?
Это очень просто. Я сам здесь живу. Я проезжал мимо этого здания уже 5 лет. Сначала мне понравилась архитектура в духе американских минималистов: высокие потолки, огромные окна и красивый бетон, потом я узнал, что здание задумывалось как культурный центр. И моя идея провести там выставку стала масштабным арт-проектом. Кроме того, само здание выглядит как арт-объект.
Расскажите о похожем опыте работы с RDI-разработчиком с точки зрения куратора: были ли какие-то сложности или особенности, на которые стоило обратить внимание? Юридическое или практическое.
Основная сложность — объяснить разработчику, зачем ему это нужно. Нам повезло, владелец RDI Дмитрий Юрьевич Аксенов хорошо знает среду современного искусства. И поэтому он не только поддержал наш авантюрный проект, но и предоставил кураторам и художникам полную свободу. Никаких ограничений и требований со стороны застройщика не было. Для меня очень важно, чтобы проект был некоммерческим и независимым.
Расскажите, что должен сделать куратор, чтобы организовать выставку в таком месте?
«Безумие и смелость» должны стать вашим девизом. Помимо кураторской работы с художниками, был еще огромный пласт задач по подготовке здания к выставке. Место требовало серьезных улучшений: электричество, освещение, дорожки, перила. Мы постарались сделать его комфортным и безопасным, но сохранить дух «заброшенности».
Останется ли работа в заброшенной выставочной галерее или куда-то перенесут?
Те работы, которые можно сохранить и выставить на улице, мы перенесем на территорию ЖК Суда Вало. У нас есть несколько скверов, которые мы создали за 5 лет существования товарищества жильцов.
Как вы относитесь к выходу искусства на сцену недвижимости?
Мне кажется очень органичным, что девелоперы поддерживают проекты паблик-арта, потому что это связано с формированием идентичности территории и способствует созданию новой среды.
Дмитрий Чуйко, паблик-арт художник проекта «Быть Здесь».
Есть ли что-то, что отличает работу с разработчиком от других видов сотрудничества?
Работа с застройщиком предполагает интеграцию художественной идеи в концепцию развития жилого комплекса или коммерческой недвижимости. Разработчики, по большей части, накладывают некоторые ограничения. Художественный замысел должен быть органично интегрирован в ландшафт и пространство и составлять одно целое с прикладной частью комплексов (улиц и дворов, залов и т. д.).
Расскажите о своем опыте работы на территории застройщика. Он повлиял на ваше творчество? И тематически, и организационно?
Имею ограниченный опыт работы с одним из застройщиков на территории подмосковного комплекса. До сих пор в связи с этим реализовано несколько общественных пространств в виде скверов и пешеходных зон. Только в этом году в эти пространства планируется интегрировать несколько произведений искусства разных авторов (сайтовые объекты).
Как вы относитесь к выходу искусства на сцену недвижимости?
Искусство неизбежно прорывается на поверхность и заполняет пространство внутри квартала. Первоначально арт-объекты нашли место в элитных комплексах (например, ЖК «Галерея Баркли», ЖК «Набоков»). Постепенно арт-сцена распространяется на коммерческие и комфортабельные жилые районы.
Итак, все это становится нормой.
Почему художнику следует сотрудничать с разработчиками?
Мотивация художника многогранна. А) Решить нетривиальную задачу реализации художественной идеи в концепции жилого комплекса, найдя знаменатель «недвижимость с арт-объектом». Б) Культивирование пространства, принесение эстетики тысячам жителей, которые могут каждый день соприкасаться с искусством и быть ближе к нему. В) В некоторых случаях застройщики готовы выделить хороший бюджет, и это дает возможность заработать.
Дмитрий Хлебников, депутат Госдумы по торговле/бизнесу, директор RDI Group
Зачем разработчику искусство в своих проектах?
Искусство в первую очередь придает проекту визуальную ценность и уникальность, делая его более привлекательным для потенциальных покупателей.
Через искусство можно создать индивидуальность проекта. Уникальный имидж выделяет его среди конкурентов и создает запоминающийся бренд.
Кроме того, девелоперы часто интегрируют в свои планы творчество местных художников – это прекрасная возможность поддержать местные культурные инициативы, что способствует развитию местного сообщества.
Таким образом, искусство является важным инструментом, который влияет на лояльность клиентов, способствует трансформации и эстетическому преобразованию существующих форм и пространств, способствует улучшению качества жизни жильцов.
Как только мы обращаемся к оригинальному искусству, а не к репродукциям, пространство музейизируется, и требования к нему растут. Есть ли в строительной компании человек, ответственный за интеграцию искусства в проекты?
Конечно, в нашей компании есть отдел культуры, который разрабатывает и утверждает проекты, связанные с искусством, и проводит специальные мероприятия, подтверждающие компетентность организаторов.
Какие еще форматы взаимодействия Возможна ли работа с застройщиком (экскурсии, построение баннеров и т.д.)?
Взаимодействие с разработчиком может происходить по-разному. Один из самых известных и эффективных – экскурсии по объектам.
Во время экскурсии легче сформировать собственное представление о проекте. Уже в дороге потенциальный покупатель может оценить состояние территории, близость к основным объектам инфраструктуры и многое другое. Важно, чтобы клиент понимал, что процесс строительства находится в активной стадии и вскоре он сможет увидеть объект готовым к сдаче.
Строительная площадка – это не только место, где ведется строительство, это еще и важный имиджевый и инструмент продаж. У девелоперов, следящих за современными тенденциями, стиль можно увидеть практически во всем: от навигации до униформы работников. Таким образом, каждая деталь передает заботу компании о будущих жильцах.
Экскурсии возможны не только очно, но и виртуально. 3D-туры сейчас очень популярны, они стали обязательным инструментом на сайте проекта. Заказчик может увидеть планировку, дизайн, отделку и вид из окна будущей квартиры, не выходя из дома.
Кроме того, взаимодействие разработчика и потенциальных заказчиков возможно за счет использования следующих инструментов:
— Партнерство с местными организациями
– Благотворительные мероприятия
— Социальные сети и онлайн-платформы
– Информационные бюллетени, комментарии и опросы.
Используете ли вы искусство в других строительных проектах?
Да, мы стараемся интегрировать искусство во все наши проекты, ведь оно не только улучшает эстетическое восприятие пространства, но и способствует созданию идентичности и уникального культурного кода.
Какое искусство вы хотели бы видеть в своем районе и в своей квартире?
В моем районе я хотел бы видеть хорошо сохранившиеся парки с современными скульптурами и инсталляциями менее известных художников, оживленные площади с уличным искусством, отражающим культурное разнообразие региона.
Что касается квартиры, то здесь я придерживаюсь стиля «минималист». Абстрактные картины малоизвестных современных художников, придающие пространству глубину и индивидуальность, скульптуры из натуральных материалов простых геометрических форм и нейтральных цветов.
Допустим, вы хотите включить искусство в дизайн нового жилого комплекса. Каковы ваши критерии?
1) Тематика и стиль: произведения искусства, которые будут расположены на территории жилого комплекса, должны соответствовать общей архитектурной концепции проекта, гармонично соответствовать стилю здания и окружающей среды, создавая единый визуальный образ.
2) Вовлеченность: важно учитывать мнение жителей и местного сообщества. Участие жителей в выборе или создании художественных элементов может повысить их лояльность к проекту.
3) Искусство должно быть доступно всем жильцам и гостям комплекса. Открытые площадки с инсталляциями или выставками могут способствовать общественному взаимодействию и построению сообщества среди местных жителей.
4) Познавательная/образовательная ценность
5) Качество и уникальность
Как вы думаете, сотрудничество между разработчиками и художниками будет развиваться в ближайшем будущем?
Сегодня разработчики активно взаимодействуют с художниками. Они создают жилые комплексы, гармонично сочетающие в себе архитектурную эстетику, произведения современного искусства, благоустроенные пространства и комфортные условия проживания.
Коллаборации с современными художниками — неотъемлемая часть стратегии развития и ДНК проекта. Данная тенденция позволяет сформировать новый подход не только к жилому строительству, но и к благоустройству общественных пространств.
Таким образом, в ближайшие 10 лет мы сможем увидеть множество удивительных интеграций известных художников и художников с недвижимостью.
Учитывая современные тенденции, направленные на создание качественной и привлекательной городской среды, можно ожидать, что подобные коллаборации будут становиться все более популярными и разнообразными.
0 Комментариев