жизнь и судьба Вячеслава Невинного


0

Публикация в группе: Першая группа


90 лет назад, 30 ноября 1934 года, родился Вячеслав Невинный – будущий народный артист СССР, блестяще игравший как на сцене театра, так и на съемочной площадке.

Со стороны он казался простым, открытым парнем, этаким общительным шутником. Но на самом деле все было не так: Иннокентий был достаточно плотно закрыт от посторонних, он не любил давать интервью, а если и давал, то весьма избирательно. Ему хватало семьи – любимая жена, сын, тоже Вячеслав, внучка и крайне узкий круг друзей. «Я невеселый человек», — сказал он о себе. — Бывают моменты в жизни, когда нужно пошутить или посмеяться. Но не каждую минуту…»

…Слава родился в Туле, в семье, не имевшей никакого отношения к театральному делу: отец работал на оружейном заводе, мать была машинисткой; учился в школе № 23. В четвёртом классе я попал в Дом пионеров, где был серьёзный театральный кружок. Позже он с улыбкой вспоминал, как попал туда и «исчез». Он хотел играть во всё!

Природа наградила его абсолютным слухом как к музыке, так и к русскому языку. Он болезненно гримасничал, если кто-то неверно истолковывал тему песни, и откровенно недоумевал, как можно писать с ошибками. Кроме того, он очень хорошо рисовал. Став уже известным актером, он делал эскизы к ролям почти как профессиональный художник… Но его художественный талант с лихвой перевешивал все остальные способности.

Во время учебы в театральном кружке в связи с очередным юбилеем Гоголя сверху приказали достойно отметить это событие, и в кружке решили поставить «Мертвые души», но не целиком, а отдельными пьесами. . «Проходной» в них была только роль Чичикова, и играл его Слава Невинный. И хотя Вячеслав Михайлович уверял, что не было в его жизни момента, когда он «проснулся знаменитым», доля кокетства в этом была: на следующий день после премьеры о нем заговорили.

…Но во ВГИК он не поступил. Он пошёл туда поступать, прекрасно понимая две вещи: он не хочет заниматься ничем, кроме актёрства, и не может, и, во-вторых, он очень любит кино и хочет попробовать себя там. Возможно, неудача огорчила бы его еще больше, если бы не примечательный момент: после этого к нему подошел Владимир Белокуров, народный артист, звезда первого ряда после фильма «Чкалов»:

— Слушай, молодой человек, зачем тебе кино? Вы настоящий театральный артист!

Иноченто вернулся в Тулу и устроился на работу в местный ТЮЗ. Его нанял сам главный режиссер Леонид Лукацкий. Разговор был коротким, но Леонид Александрович увидел в красавце-мальчике какую-то искру и сразу же дал ему роль в спектакле «На улице Шастлива». Главную роль исполнил артист Горюнов, звезда Тульского ТЮЗа. На сцене Иннокентию пришлось соответствовать ему и в актерском мастерстве, и… в пении. И ничего, я это сделал! Рецензия после премьеры была отличная… Так неопытному, но талантливому молодому сотруднику ТЮЗа стали поручать роль за ролью.

В следующем году Невинный без проблем поступил в Школу-студию МХАТ. Тот же Белокуров, присутствовавший на экзаменах, узнал мальчика и одобрительно потрепал его по плечу: «Я же тебе говорил, что ты за театр!» И он был прав. Но даже гениальный провидец Белокуров не мог предсказать, что Иннокентий, безусловно созданный для сцены, станет еще и гениальным киноактером.

… Это оказался фантастически мощный курс, а еще дружелюбные и сильные преподаватели. И жизнь началась – «взахлебно»: помимо учебы студенты МХАТа еще носились по всем выставкам, «напиваясь» искусством. Он жил в общежитии с Женей Урбанским. Для замкнутого, не склонного к общению Иннокентия он стал самым близким другом. После смерти Урбанского на съемках фильма «Режиссер» 5 ноября 1965 года у Вячеслава Михайловича уже не было близких друзей… Однако нельзя сказать, что он особенно страдал из-за этого — ему действительно хватало семьи. для всего.

«Диплом невиновности» подписала сама Ольга Книппер-Чехова. В Художественном театре, куда он пошел работать после Школы-студии, вскоре решили поставить «Трех толстяков», и ему досталась роль продавца воздушных шаров. А Суок сыграла Нина Гуляева. Позже он писал, что все, что им нужно было понять друг о друге, они поняли, находясь на сцене… Их роман начался с рабочего момента: из коробки достали красивую куклу, и нужно было издать голоса, подобные ее рукам. и ноги. выпрямленный Иноченто предложил в этом свою помощь и прекрасно передал все скрипы и щелчки несуществующих «петлей». Ему понравилось, как играла Нина – это резко «царапало» ему сердце. Правда, она была замужем и поначалу не принимала авансов, но для Иннокентия все было очевидно – они «светятся» друг от друга. Спустя три года Нина поняла, что любит его. И судьба подарила им полвека счастья… На карикатуре Невинного, нарисованной гениальным Юрием Богатыревым, он изображен пухленьким, с круглыми глазами, с приколотым на грудь значком, где написано короткое «Нина». . Кстати, Невинный коллекционировал значки, в том числе множество редких, а также хранил необычную реликвию: фабрика «Дукат» выпускала сигареты, представив на упаковке кадр из спектакля «Ревизор» с ним и Алексеем Грибовым. Невинный Хлестаков был фантастическим: быстрым, внезапным. Он почувствовал это своей кожей и дал, пожалуй, самое точное определение этому легендарному персонажу: он художник!

Со стороны казалось, что ему все дается просто и легко. Отчасти это было правдой, но только отчасти. Вдумчивый, мудрый артист с большим аналитическим умом, он в каждую роль вкладывал много души, себя и своей натуры. Интересно, что в записи «По щучьему приказу», которую рассказал Невинный, он написал своему обожаемому сыну, тоже Славе, как напоминание: «Щучьего приказа нет». Потому что он знал, что стоит за этой «лёгкостью»…

Он любил театр как вторую малую родину. Он же дал ему свою любимую роль — Чебутыкина из «Трех сестер». Он любил роли, в которых «было что сыграть». И это было первое, «потому что в этом нужно очень многое сделать…», — пояснил он. А ещё он знал: публика может чего-то не понимать, но она всё чувствует! И видят, подходите ли вы на эту роль или нет, можно ли вам доверять. Они поверили ему. Кроме того, его стремление к правдивости изображения было таково, что оно сводилось к анекдоту. Например, он был великолепным мастером озвучки. Когда его пригласили озвучить Медведя в мультфильме «Ёжик в тумане», режиссёр Юрий Норштейн, объясняя задание, рассказал, что этот персонаж долго искал в лесу друга-ёжика, бегал и был очень беспокойный. А Иннокентий, прежде чем приступить к записи, долго бегал по студии. Вот почему его Медведь звучит так естественно…

…Конечно, роли в кино принесли Вячеславу Невинному всесоюзную известность. Как ни странно, многие из них были прерваны ролью Весельчака У из «Гостьи из будущего»: популярность этого героя, совсем не близкого Иннокентию, даже немного раздражала актера. Но гораздо больше его раздражало собственное плохое здоровье. И оно росло… В юности Вячеслав Невинный был очень стройным, увлекался велоспортом и естественно падал. В какой-то момент падение оказалось очень неудачным, ему вкололи гормоны, что не могло остаться без последствий; Но главной его проблемой был диабет. Вес стал увеличиваться, с годами артисту становилось все труднее ходить, и это было настоящим несчастьем. Он жил напротив Художественного театра, в доме № 9 по Тверской, и спуститься в подземный переход было трудно. А когда он начал работать в театре, Тверская просто… встала. Он переходил дорогу, постукивая тростью, кланяясь, и один из водителей обязательно начинал «пищать» в знак приветствия и уважения. Так что в театре поняли: это Иннокентий будет работать. То же самое продолжалось и после выступления: охранники не менялись, пока не помогли ему тем же способом перейти дорогу. Это был ритуал, за которым стояла огромная любовь миллионов к нему… Человек, способный рассмешить любую компанию, художник с всегда немного грустными глазами, Иннокентий имел определенные художественные убеждения, которые он никогда не нарушал. Например, он считал, что в какой бы роли артист ни выступал на сцене, зрители должны понимать, кто он, каково его отношение к семье и как он относится к родине. Это было непоколебимо. Он всегда подчеркивал: на сцену выхожу я! Но — с мыслями человека, которого я играю…

…Последние годы жизни Вячеслава Невинного были, мягко говоря, очень тяжелыми. Сначала диабет отнял у него ногу. Он получил протез; Невиновный повел себя храбро, научился по нему ходить, но тут случилась вторая ампутация. И здесь он не сдался, хотя и ушел в себя, закрылся и позволял себе приближаться только к любимой Нине, а она делала ему уколы. В это же время я репетировал дома с режиссёром пьесу Тургенева «Халявщик»! Он терпел сильную боль, лишь иногда спрашивал, зачем он это делает…

Мысли о театре не покидали его. Он часто звонил Нине во время репетиций, ему нужно было знать все, что происходит, – он воспринял эту новость как спасение. И в своей тонкой душе он почувствовал, что уходит… 31 мая 2009 года он неожиданно попросил Нину позвонить сыновьям и невестке. Я посмотрел на них, вздохнул и… все было кончено.

СЕЛЮПЕ

В Доме-музее К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) открыта выставка «Планета «Вячеслав Невинный», посвященная 90-летию со дня рождения Народного артиста СССР. Вы увидите фотографии артиста, коллекцию его значков и театральных костюмов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марфа Бубнова, заместитель директора Музея МХАТ:

— Я когда-то читал у Сергея Юрского, что Вячеслав Невинный — абсолютно гоголевский художник. Это очень точно подмечено. Еще хотелось бы отметить, что Олег Ефремов в свое время собрал во МХАТе звездную труппу, в которую, конечно же, вошел Вячеслав Михайлович. Но есть одна особенность: ни одному артисту этой звездной труппы, кроме Невинного, не удалось сотрудничать ни со старейшинами Художественного театра, ни с самим Ефремовым, а он участвовал почти во всех их постановках, а также запечатлел период Табакова. . . А еще, по меткому замечанию актрисы и педагога Киры Николаевны Головко, даже среди старшего поколения художников не было никого, кто бы так понимал систему Станиславского, так глубоко ее изучал, понимал и постоянно применял в работе. . Вячеслав Михайлович – это какая-то особенная планета. А директор нашего музея Павел Ващилин не раз вспоминал слова его учителя Романа Козака: есть хорошие художники, есть гении, а есть планетарные художники. Так было и с Вячеславом Невинным. Более того, после одного из выступлений его прозвали артистом международного уровня – ведь он играл в окружении солидных народных артистов. Но есть в этом определении что-то особенное…

ЛУЧШИЕ РОЛЬ

  • Женщина (1968): Павел Суслов,
  • Этого не может быть! (1975): продавец пива,
  • Гараж (1979): Карпухин,
  • Старый Новый год (1980): Петр Себейкин,
  • Для матчей (1980): Юсси Ватанен,
  • Гостья из будущего (1984): Весельчак У,
  • Мертвые души (1985): Собакевич,
  • Волшебник Изумрудного города (1994): Пугало,
  • условно-досрочное освобождение (1960): Степан Зайцев.

Source link

Автор публикации

не в сети 2 недели

koshka

Комментарии: 0Публикации: 448Регистрация: 27-11-2024

Like it? Share with your friends!

0

0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля