В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщили, что в 2024 году объем нелегального онлайн-рынка алкоголя достигнет 100 млрд рублей. Однако, если государство одобрит онлайн-продажу алкоголя в России, они начнутся не раньше 2025 года. Мы узнали у экспертов, как продвигаются переговоры об отмене действующего запрета, как может работать механизм продажи алкоголя в Интернете. и какие риски таит в себе нынешнее состояние.
Президент АКИТ Артем Соколов рассказал «Газете.Ру», что в 2024 году объем онлайн-рынка алкоголя превысит 100 млрд рублей, несмотря на запрет продаж через Интернет. Несмотря на то, что в 2022 году НИФИ Минфина оценил объем этого рынка примерно в 30 млрд руб.
“Это колоссальные объемы теневого сектора и недополучение доходов российского бюджета. Мы уже можем открыто сказать, что это рынок, на котором действуют исключительно теневые игроки и контролируют его исключительно теневые игроки”, – подчеркнул Соколов, добавив, что проблема начала обостряться в момент, когда 70 миллионов россиян приобрели статус постоянных клиентов в Интернете и, в частности, стали чаще заказывать алкоголь. «Воспользовавшись этой ситуацией и возросшим спросом на услуги доставки, нишу онлайн-продаж алкоголя заняли. люди, которых никто не понимает. И эти люди не несут никакой ответственности за предоставляемый ими контент, потому что это изначально преступление – к такому продавцу невозможно предъявить претензии. Конечно, здесь мы должны использовать четкие механизмы замены нелегального рынка легальным».
“Не секрет, что в России существуют тысячи сайтов, которые нелегально продают псевдоалкогольную продукцию. В любом крупном мегаполисе есть нелегальные конторы, которые доставят любую алкогольную продукцию в любое время дня и ночи в любую точку Москвы. Санкт-Петербург или любой город-миллионник за час», — добавляет Максим, генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного маркетинга».
При этом реализация схемы онлайн-продажи алкоголя потребует еще минимум полгода-год с момента принятия государством решения:
«Однако даже если предположить, что завтра будет принято решение о формировании полностью государственного периметра онлайн-торговли алкогольными напитками, с упрощенной схемой и технологиями, то компаниям придется перенастроить свои бизнес-процессы и интегрироваться с несколькими . сторонние системы. Внедрение всего этого в ваше программное обеспечение – непростой процесс. Чтобы соответствовать всем высоким требованиям, которые предъявляются к этой категории товаров, потребуется минимум полгода-год», — сказал Артем Соколов.
Варианты регулирования
Сегодня рынок предлагается регулировать через различные государственные системы, такие как ЕБС, ЕГАИС и «Честный знак».
Таким образом, с помощью Единой биометрической системы (ЕБС) можно проверить возраст покупателей.
Чтобы воспользоваться услугой, вам необходимо будет зарегистрироваться в Единой биометрической системе государства и дать согласие на обработку данных в рамках услуги проверки возраста. При покупке онлайн биометрия позволит покупателю подтвердить свой возраст на сайте магазина или в приложении, а также избавит его от необходимости предъявлять паспорт курьеру в момент получения заказа, Центр Биометрических Технологий . (КПТ) сказал.
«ЦБТ положительно оценивает предложения по внедрению сервиса онлайн-продаж товаров 18+ с использованием биометрии. В данном пользовательском сценарии биометрия позволит достоверно подтвердить возраст покупателя, а также предотвратить возможность онлайн-покупки несовершеннолетними товаров с возрастными ограничениями. Мы уверены, что услуга будет востребована среди тех, кто привык заказывать еду на дом”, – прокомментировали “Газете.Ру” в Центре.
Проблему качества продукции решает система прослеживаемости.
В алкогольном бизнесе это ЕГАИС. С точки зрения самой технологии контроля и прослеживаемости легальной продукции от производителя до конечного покупателя ЕГАИС будет более чем достаточно, считают в АКИТ. Однако Артем Соколов добавляет, что он пока не в полной мере применим для онлайн-продаж и требует доработки, чтобы включить в него все онлайн-операции бизнеса. Например, товар может быть заморожен (так называется заморозка денег на карте для отсрочки платежа) в течение периода его доставки – так, чтобы деньги можно было снять только после подтверждения возраста покупателя, то есть после того, как доставка уже произошла. было сделано завершенный
“Когда 17 лет назад в России был введен запрет на дистанционную продажу алкогольных напитков, это была оправданная мера как из-за отсутствия технологий, которые могли бы контролировать процесс продажи этих товаров, так и из-за неразвитости Интернета. бизнес .рынок в целом. Но с тех пор наш рынок вырос в 300 раз. К концу этого года объём онлайн-бизнеса превысит 9 трлн руб. Из них 1,5 трлн руб. составит доставка продуктов питания, в том числе готовых. продуктов питания. Сегодня в этом сегменте присутствует 76% компаний, и сегодня у нас есть все технологии, которые позволят нам продавать алкоголь по всем требованиям законодательства», — уверен Артем Соколов.
Текущие риски
Чем дольше будет откладываться решение о введении государственной онлайн-торговли алкоголем, тем дольше будут сохраняться текущие риски, которые влечет за собой сложившаяся ситуация.
Таким образом, эксперты обращают внимание на то, что большинство россиян понятия не имеют о том, что продажа алкоголя в Интернете запрещена.
«Когда человек видит, что алкоголь продается в обычном магазине и нет никаких ограничений на его покупку, кроме возраста и времени, и при этом его окружают различные службы доставки, он даже не понимает, что онлайн-продажи алкоголя алкоголь запрещен законом. По данным опроса ВЦИОМ, 79% россиян не считают, что покупка алкоголя в Интернете противозаконна”, – подчеркивает Артем Соколов.
“Люди часто не знают, что в России запрещена онлайн-продажа алкоголя, и покупают его в Интернете. Они искренне верят, что покупают легальный алкоголь”, – отметил Максим Черниховский.
Самая большая опасность нынешнего онлайн-рынка алкоголя – это, конечно же, высокая вероятность столкнуться с поддельным товаром и нанести серьезный, а порой и непоправимый ущерб здоровью.
Зарубежный опыт
Максим Черниговский подчеркнул, что практически во всех странах, где существует свободное розничное обращение легальной алкогольной продукции, легализована ее онлайн-продажа.
«Это совершенно нормальная практика. Более того, если брать страны Таможенного союза, то ее нет только в Белоруссии и России. Учитывая, что у нас уже почти все можно купить онлайн, даже лекарства, я до сих пор не до конца понимаю, почему там фактически это соответствующий запрет в России», — отмечает он.
В мире более сотни стран, где нет запретов на онлайн-продажу алкоголя – где эти запреты либо никогда не устанавливались, либо не были отменены.
В частности, многие страны сняли подобные ограничения в период ковида, отмечает Артем Соколов. Однако он подчеркивает, что ни в одном из этих случаев не было увеличения потребления алкоголя. Кроме того, добавляет президент АКИТ, ни в одной стране мира, где разрешена дистанционная продажа алкоголя, основным каналом продаж стал Интернет. По данным мировой статистики, в среднем через Интернет продается около 4,4% винодельческой продукции, 2,6% крепких спиртных напитков и 1,9% пивной продукции – это такая же доля онлайн-продаж по отношению к традиционным розничным продажам. То есть не более 10% в сумме.
Таким образом, продажа алкоголя через Интернет, кроме Кыргызстана, Армении и Казахстана, разрешена во всех странах БРИКС, всей европейской части и Японии. Поэтому Россия может опираться на зарубежный опыт в этом направлении.
«В технологическом плане, на мой взгляд, мы можем использовать опыт Китая, где для проверки возраста покупателей используется биометрическая система. К вам приезжает курьер, фотографирует вас, система распознает ваше лицо и сразу отвечает, взрослый он или нет. И в зависимости от этого алкоголь вам либо вручат, либо нет. Если покупатель несовершеннолетний, курьер забирает алкоголь обратно в магазин», — привел пример Артем Соколов.
Таким образом, эксперты считают, что необходимо вывести онлайн-продажу алкоголя в России из теневого сектора. Особенно в условиях бурного развития интернет-бизнеса и, как следствие, роста нелегального рынка продажи алкоголя в Интернете. Отмена действующего запрета не только сократит потребление нелегальной продукции, но и, по мнению Максима Черниговского, улучшит культуру пития в России в целом.
Что вы думаете? Комментарии
0 Комментариев