Так вышла книга о деле Ефремова. Не последний, конечно. Первый из многих. Ведь история с Ефремовым затронула ключевые струны русской души, затронула за живое огромное количество людей, и неудивительно, что первым отреагировал тот человек, который помнит Михаила молодым, красивым юношей, сияющий энергией и талантом, от которого девчонки падали кучами и сама маленькая Вера в лице Негоды гостила у него на руках.
Повседневным писателем Ефремова был Евгений Додолев, известный журналист времен перестройки, успешный медиаменеджер 2000-х, а ныне мемуарист. Позиция автора в отношении Ефремова – это не защита и не нападение. Я скорее расценю это как уважение к прошлому и попытку понять, что происходит с теми людьми, которых мы так хорошо знали в юности – ведь Додолев и Ефремов родом из одной “встречи” – богемной среды восьмидесятых. , объединивший «модную» молодежь эпохи позднего застоя. Додолев, сын известного советского писателя Юрия Додолева, сам является частью этой среды, поэтому прекрасно знает, откуда взялась нынешняя трагедия Ефремова.
В своей книге Додолев собрал множество интервью, которые ему удалось провести с Михаилом за время своей журналистской карьеры, добавил к портрету актера беседы с адвокатами и комментарии самых разных людей, как свидетелей эпохи раннего Ефремова, так и тех, кто его знает. только из своего актерского творчества и проекта «Гражданин Поэт» Главный тезис автора состоит в том, что из многочисленных версий самого себя Ефремов так и не смог выбрать главную. Существенный. Что-то, что делает его уникальным не из-за его династической связи с великим отцом и (кажется, не менее великим в будущем) сыном, а из-за его «сущности» как человека.
Воссоздать Майкла в уме невозможно, даже исходя из его собственных слов. Да, они были сказаны в разное время, при разных обстоятельствах, все течет, все меняется, но где был настоящий Ефремов, совершенно непонятно. Он словно застрял в лабиринте собственной души и не мог собраться даже во время суда – никакой связной картины не возникло.
Хорошей новостью является не только то, что книга не была задумана как оправдание или разоблачение, но и то, что автор сознательно отказался от гонорара, который даже был включен в выходные данные. Этот уникальный для нашего коммерческого времени факт подтверждает мой тезис о том, что история, произошедшая с Ефремовым, и последовавший за ДТП суд выходят далеко за рамки пьяного ДПТ.
«Последняя роль Михаила Ефремова» — это возможность задуматься о том, что в этом человеке истинного, а что стало результатом стечения обстоятельств, незабываемого течения времени, давления окружающей среды, повседневных забот и банальной слабости характера. И прочитав эту книгу, невольно думаешь о себе. Удалось ли вам сохранить то уникальное человеческое, что было подарено создателем? Как вы управляли своей личностью, как адаптировали ее к контексту времени? В эпоху перемен, а сюда мы вступаем в целом, всего человечества, все эти вещи становятся чрезвычайно важными, более важными, чем просто история пьяного водителя, который по неосторожности убил живую душу.
Книга Додолева пробуждает не только мысль, но и жгучее чувство вины и ответственности в каждом из нас, тревожит пресловутое «может быть», в которое мы все еще верим, заставляет остановиться и оглянуться вокруг, прежде чем по неосторожности или безответственности мы мы сами создали что-то… нечто непоправимое.
Юрий КРЫЛОВ.
КОММЕНТЫ