Ваш баланс:0
Сейчас онлайн:
Скрыто настройками
      Нет избранных

  Оставьте свой след в истории искусства: кто занимается меценатством и почему?  


156

 

Спонсорство и меценатство являются одним из основных источников развития культурной среды во всем мире. Коллекции крупнейших музеев мира сформировали знаменитые деятели, пожертвовавшие целые коллекции экспонатов. Рассказываем, где зародилась культура меценатства, как она менялась на протяжении веков и что с ней происходит сейчас.

Как появился меценат?

Культура покровительства берет свое начало в Римской империи. Первым политиком и бизнесменом, серьезно посвятившим себя поиску, коллекционированию и сохранению произведений искусства, был Гай Цильный Меценас – отсюда и выражение. Исследователи римской культуры пришли к выводу, что поддержка и спонсорство искусства позволили высокопоставленным чиновникам укрепить свою власть и сохранить народную любовь..

Богатые римляне использовали покровительство искусству как средство повышения своего социального статуса и политического влияния.

Финансируя строительство общественных зданий, храмов, театров и проведение игр, они завоевали расположение народа и получили признание своих заслуг.

Кроме того, покровительство служило инструментом демонстрации личного богатства и щедрости — важного аспекта римской культуры, ориентированного на честь и престиж.

Как изменилась роль мецената

С началом средневековья роль меценатства стала иной – большую роль в сохранении и развитии культуры стали играть феодалы и церковь. Поддержка деятелей культуры стала связана с пропагандой христианства и достижениями королей, епископов и аристократов.

В раздробленной Италии XV-XVI веков многие знатные купцы и кандидаты на папский престол спонсировали художников для укрепления собственной репутации. Например, правящая во Флоренции семья Медичи активно поддерживала работы Микеланджело, работавшего над росписью Сикстинской капеллы и статуя ДавидаСейчас она выставлена ​​во Флорентийской Академии изящных искусств..

Консервация произведений искусства

Британский музей в Лондоне

© Николя Лисандру/Unsplash

Меценатство как культура сохранения творческого наследия стало восприниматься лишь в середине XVIII века. Первым благотворительным музеем, открытым благодаря пожертвованию филантропа, стал Британский музей в Лондоне.. Он был основан в 1753 году благодаря щедрым пожертвованиям сэра Ханса Слоана, известного врача и коллекционера.

Сэр Ханс Слоан был врачом и натуралистом, который собрал огромную коллекцию из более чем 71 000 предметов: книг, рукописей, произведений искусства и природных образцов. Все это он завещал британской нации. Для создания музея парламент принял специальный акт, который позволял принять коллекцию на хранение и профинансировать строительство отдельного здания.

К концу XVIII и XIX веков культура создания музеев покровителями, а не монархами, распространилась по Европе и Соединенным Штатам.

Например, Метрополитен-музей в США был построен благодаря группе американских граждан, в том числе Джон Тейлор ДжонстонГлава Центральной железной дороги Нью-Джерси. И Джон Пирпонт МорганОснователь династии Морганов, создавшей одноименный финансовый холдинг JPMorgan & Co..

Революции, затронувшие большую часть Европы, также сыграли свою роль. Вместо монархов, желавших собственной славы, поддерживать и коллекционировать историческое наследие стали предприниматели, купцы и бывшие аристократы. Их Мотивацией было желание оставить свой след в истории искусства..

Современный патронаж

Культура меценатства в 20 и 21 веках мало чем отличается от той, которая была в США и Европе в 19 веке. Например, Музей Гуггенхайма был основан в 1937 году благодаря щедрости американского промышленника и коллекционера Соломона Роберта Гуггенхайма. Сейчас здесь хранится богатая коллекция современного и авангардного искусства, охватывающая широкий спектр стилей и направлений. В основе — творчество выдающихся художников 20 века: Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Марка Шагала и Жоана Миро. В музее представлены шедевры абстрактного экспрессионизма, поп-арта и минимализма.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

© Рено Лаитиен/Unsplash

Культурное спонсорство в России

В дореволюционной России меценатство шло по тому же пути, что и на Западе. Савва Морозов, один из самых известных предпринимателей Российской империи XIX века, вложил крупные суммы в строительство новых корпусов Московского университета и Московского института тонкой химической технологии. Кроме того, он был меценатом МХАТа и финансировал постановки и развитие МХАТа.

Третьяковская галерея появилась благодаря увлечению живописью бизнесмена Павла Треякова. Вместе с братом Сергеем он приобрел картины Шильдера, Худжакова, Ге, Шишкина, Куинджи и других. Павел Третьяков мечтал создать галерею изобразительного искусства, состоящую только из произведений русских художников. Уже в конце XIX века Третьяковская галерея стала не просто личным собранием – она стала национальным музеем, который каждый желающий мог посетить бесплатно. Позднее Третьяков передал всю галерею вместе со зданием и картинами в столицу, а городские власти назначили его пожизненным хранителем галереи, в задачи которого входило пополнение коллекции музея за казенный счет.

В постсоветский период, которому предшествовала утрата многих ценностей после Гражданской и Великой Отечественной войн, началась история современной российской благотворительности.

В начале 2000-х годов предприниматели начали инвестировать в искусство и поддерживать музеи и другие культурные объекты.

Одним из основных способов поддержки была корпоративная помощь – спонсорство компаний в виде грантов на развитие и поддержание коллекций. Это уже значительный шаг к созданию более качественного фонда памятников живописи, искусства и творчества.

Как отметила президент Государственного музея имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. Возможности галерей самостоятельно инвестировать в пополнение своих выставок сегодня весьма ограничены, а «меценаты – это штучный товар». И для музеев очень важно, чтобы в поиске и сборе экспонатов активно участвовали искренне вовлеченные люди или бизнес.

Коллекционеры из Петербурга Яков и Иосиф Ржевские передали в дар Русскому музею более 500 произведений. Среди них картины Айвазовского, Кустодиева, Венецианова, Шишкина, Петрова-Водкина. Эксперты оценили стоимость всей коллекции в 5 миллионов долларов. Его собирали долгие годы: некоторые экспонаты были куплены на зарубежных аукционах и благодаря Ржевским возвращены на родину.

Владимир Потанин активно поддерживает музейную сферу в России: его дары находятся в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Например, он купил на аукционе одну из четырех картин Малевича «Черный квадрат» и подарил ее Министерству культуры РФ. Благодаря участию Андрея Костина Страница с рукописью стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии» вернулась в Россию — она хранится в Российской академии наук..

Предметы, которые когда-то входили в музейные коллекции и были собственностью страны, до сих пор разыскиваются и покупаются для возврата в Россию. С 2014 по 2021 год в музей «Петергоф» поступило несколько десятков экспонатов от главы СИБУРа Михаила Карисалова. За последние десять лет Карисалов передал в дар музеям России, в том числе Эрмитажу и Московскому Кремлю, более сотни экспонатов, в том числе мебель из императорских дворцов Царского Села, коллекцию косторезного искусства и антикварная коллекцияЕго семья собирала его на протяжении нескольких десятилетий. II век до н. э. – IV век н. э.

В Царскосельском музее хранится 226 предметов, подаренных Михаилом Карисаловым или приобретенных при его поддержке. В июле 2024 года президент России Владимир Путин наградил мецената орденом «За заслуги в области культуры и искусства» в знак вклада в восстановление и развитие государственных музейных коллекций.

За последние 30 лет новейшей российской истории по всей стране было открыто более десятка частных музеев, создание которых финансировалось профильными предпринимателями.

Среди них Музей русского импрессионизма, основанный Борисом Минцем, и Музей Фаберже, открытый при поддержке Виктора Весельберга. Все это позволяет говорить о возрождении меценатства в России и, следовательно, о принципиально новом (или качественно забытом старом) подходе к сохранению национального культурного наследия.

 

Перейти к эмитенту новости


Понравилось? Не забудьте расшарить!

156

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля