2021, «М2»
Александр Новиков стал классиком отечественной музыки уже в середине 80-х, когда вышли его альбомы с песнями «Возьми меня, извозчик», «Помнишь, девчонка?..», «Древний город» и др. были распространены на кассетах. Три перечисленных хита, пожалуй, уже можно назвать достоянием отечественной эстрады, и не только шансона, хотя текст «Города» в очередной раз успел стать политически сомнительным. Став «классиком», Александр Васильевич вовсе не перестал быть живым человеком и действующим художником. Он ведет бизнес, регулярно дает концерты и издает новые альбомы; Честно говоря, я не все слушаю, может быть, поэтому последняя пластинка “Switchman” произвела на меня такое сильное впечатление.
И это основная мысль после знакомства с пластинкой. Наши звезды эстрады даже в семидесятилетнем возрасте продолжают сиять молодостью и красотой, но, как правило, это касается только внешности. Их творческие успехи остались в прошлом, попытки найти модные музыкальные формы выглядят неубедительно. На этом фоне 67-летний Александр Новиков производит сильное впечатление. Он не меняется ни внешне, ни творчески, интонации, известные по полуандеграундным кассетам, в неизменном виде воспроизводятся в новых песнях, харизмы двухметрового “криминального барда” хватает на десятерых, и самое удивительное, что в его случае это не так. не похоже на попытку реанимировать старый успех с помощью старых приемов: новые вещи оказываются совершенно вечными. Это «Возьми меня, Кэбби» — к какому времени это относится? Когда были таксисты? Нет, вообще никогда; Ну а новые песни совсем не устарели, с 1984 года это точно.
Если композиции «Стрелочник» и «Костюм», с которых начинается новый альбом, еще можно рассматривать как своеобразную стилизацию «нового Новикова» под «классического Новикова», то припев третьей песни «Шир- дыр». -бырь» ясно показывает, что Новиков неделим по периодам, что он всегда один и тот же и в то же время еще весьма убедительно развивает свои привычные темы — «в трактир с красавицей в обнимку между прогулками». Если сравнивать со старинными (и славными) хитами, то технический уровень аранжировок и записи заметно вырос, но артист не слишком использует эстрадно-симфоническое звучание, убирая на второй план все, что не связано с мелодией, текстом. и исполнение: они по-прежнему держат слушателя крепче любых аранжировок. Однако с середины альбома «Стрелочник» приглашает слушателей присоединиться к песенной вечеринке в трактире: одна за другой идут новые песни, стилизованные под старый блатняк — «Полусо», «Бенко», «Лампо», « Дивиди», «Лечу», «Тётя Зоя», «Горько, Вася!»… Ощущения, конечно, специфические, но отрыв от скучной реальности гарантирован.
Алексей МАЖАЕВ.
КОММЕНТЫ