Деревянные блоки различной формы сложены поверх ярких цветочных одеял на сцене Центра экспериментальных медиа и исполнительских искусств в Ренсселере (EMPAC) вечером в пятницу, 6 декабря; треугольники, лестницы и кресты заимствованы из языка лакота. Художник-исполнитель, визуальный художник и композитор Кайт (Сюзанна Кайт) собирается вокруг блоков с семью учениками, и вместе они складывают их в мозаичные графические партитуры, рожденные из историй, пришедших к ним во сне. Затем они садятся и импровизируют по проложенным ими путям, соединяя технологии, изобразительное искусство и музыку в одно целое.
Это был лишь один из показателей мечты, достигнутых Кайтом во время двухдневной резидентуры в EMPAC. Эта резиденция предлагает композиторам уникальную возможность создавать новые произведения, а Kite’s прошла 5-6 декабря. В первый день семь студентов на открытой репетиции создали свои собственные визуальные партитуры с помощью деревянных кубиков. На следующий день эти произведения были исполнены в программе, которая также включала одну из графических партитур Кайта.
Последние пять лет Кайт интенсивно исследовал сны. Партитуры ее мечты были созданы в сотрудничестве с такими уважаемыми группами, как Silk Road Ensemble и Third Coast Percussion, и побывали в неожиданных местах, например, на открытом поле в Боузмане, штат Монтана, где они исполнялись во время 20-минутного затмения.
Она также является директором Центра искусственного интеллекта коренных народов Виханбле Са в Бард-колледже, который недавно был назначен Национальным фондом гуманитарных наук центром гуманитарных исследований в области искусственного интеллекта. Центр исследует этические рамки для внедрения ИИ на основе практики коренных народов. И она художник-художник, работающий со шкурами крупных животных, которые украшает звездами и блестками.
По своей сути ее работа объединяет научные и художественные дисциплины посредством электронных инструментов, исследований, визуальных партитур и многого другого, а сны служат связующей силой между ними. Эта практика основана на способах получения знаний лакота, в которых тело и разум всегда тесно переплетаются. «Видения, фантазии, композиция, импровизация — все это можно рассматривать как сон», — сказал Кайт в нашем интервью на EMPAC. «Какой замечательный мост в музыку, какая ясная дискуссия, которую мы можем провести о чем-то трудном для понимания. Оно объединяет людей разных культур».
Исследование неизведанного разжигает страсть Кайта. Свой музыкальный путь она начала как скрипачка, изучая классическую музыку, которую она переняла у своей тети, которую она называет «рок-звездой» клезмерской скрипачкой. В местном колледже она постоянно играла на скрипке: в оркестре, ансамблях и как солистка. В то же время она начала ходить на рейвы и у нее появился глубокий интерес к электронной музыке, что в конечном итоге привело ее к присоединению к экспериментальному ансамблю Sonic Boom во время учебы в CalArts.
С Sonic Boom она аранжировала песню электронного музыканта Аарона Фанка (он же Venetian Snares); Брейккор-мэшап включает в себя сентиментальный скрипичный концерт, который постепенно превращается в пульсирующие ритмы. Лицо Кайт просветлело, когда она нашла в Spotify эту песню и включила ее, вспоминая, что это был решающий поворотный момент в ее жизни. «Именно в ходе этого процесса я постепенно начал думать: «О, я композитор». Я буду использовать электронные вещи. И я хочу свой собственный специальный инструмент». Затем она и ее друг Джеймс Гурвиц объединились и создали свой первый специальный электронный инструмент, который превратился в датчики тела и технологию машинного обучения, с которой она работает сегодня.
Когда Кайт выступает, она надевает электронные датчики на запястья, грудь, лодыжки, а также в волосы или хвост, двигая телом, искажая свои мелодии. В одной из своих композиций, исполненных на EMPAC, она привела в движение свой собственный инструмент, исполняя партитуру в форме звезды, проецируемой на экран. Слова лились из ноутбука, кружась вокруг импровизаций ансамбля.
Ее движения были медленными и постепенными, ходульными, но плавными, когда она скрестила руки на груди, как лучник натягивает лук и стрелы; она присела, расплела волосы по земле и со спокойной решимостью вытянула ноги. Чем ближе были ее датчики друг к другу, тем более зернистой становилась электроника, пока она, в конце концов, не разразилась грохочущим шумом, в то время как над головой парили тонкие нити виолончели и мелодики.
Этот тип междисциплинарного перформанса открывает для Кайт новые возможности – она не является профессиональной танцовщицей, но это дает ей еще больше возможностей для экспериментов и обучения. «Я действительно перестал заниматься формальной музыкой – сочиненной музыки я буду избегать любой ценой. Я избегаю игры на скрипке, потому что дошла до того, что знаю слишком много, и мне очень не нравится, когда я не делаю действительно хорошую работу», — сказала она. «Но когда я занимаюсь изобразительным искусством, я говорю: «Вы можете делать все, что захотите».
Ее импровизация часто основывается на ее визуальных оценках, основанных на исследованиях Сэди Редвинг визуального языка лакота. Кайт заинтересовалась использованием этого языка как средства обмена музыкой со своей семьей таким образом, чтобы это имело для них смысл и было легко понять. «Людям Лакота очень понятно смотреть на эти символы», – сказала она. «Они действительно гибкие и, я думаю, понятные для аудитории, не относящейся к лакота».
На открытой репетиции она использовала этот язык, чтобы вовлечь студентов-добровольцев в процесс создания собственных партитур своей мечты. Она призвала каждого из них вспомнить сон, а затем использовать рисунки Лакота, чтобы рассказать эту историю. Каждый из них создал свою собственную визуальную партитуру, и четверо из них сыграли свою, импровизируя в пентатонике. Каждая партитура имела свою тему; один мог казаться воздушным, сделанным из пучка парящих перьев, а другой звучал мрачно и бурно, рожденный символом молнии.
Этот процесс предоставил студентам возможность исследовать, как это делает сама Кайт. «Мне очень нравится наставлять студентов, и мне очень приятно работать здесь со студентами», — сказала она. «Обсуждать сумасшедшие идеи, организовывать их во что-то разумное, быть чувствительным к потребностям вашей аудитории, быть осторожным со временем, осознавать себя – это все навыки, которыми я могу поделиться».
В наши дни Кайт проводит большую часть своего времени, размышляя о смысле. Мечты привели ее в кроличью нору с большим количеством вопросов, чем ответов, бесконечным поиском лучшего понимания этих эфемерных историй, которые в конечном итоге формируют нашу жизнь. Кайт считает, что мы спим 100% времени; если она очень постарается, то сможет даже вызвать сон, когда бодрствует. Большая часть ее работ посвящена изучению влияния снов на нашу жизнь посредством художественных проектов, но она размышляет, откуда это взялось. «И вообще, что это за смысл, и как я могу его найти, если я все время это делаю?» она задавалась вопросом. Но, как всегда, у нее есть план, как уйти от этих вопросов, еще один эксперимент, готовый к расследованию.
«МНЕ ЗАБОТАЮ, ЕСЛИ ВЫ СЛУШАЕТЕ» — это редакционно-независимая программа Американского форума композиторов, реализация которой стала возможной благодаря щедрой донорской и институциональной поддержке. Выраженные мнения принадлежат исключительно автору и не могут отражать точку зрения ICIYL или ACF.
Вы можете поддержать работу ICIYL, подарив ACF не облагаемый налогом подарок. Дополнительную информацию об ACF можно найти на сайте композиторовforum.org.
КОММЕНТЫ