Пожары на батареях представляют собой угрозу, пожарный советует, как их предотвратить и что потушить

Мы живем в эпоху батареек и очень дешевой бытовой электроники. Даже в обычном доме каждый день что-то подзаряжается и к электросети подключаются десятки устройств. Однако новые возможности скрывают и новые риски.
Статистика показывает, что зарядка электронных скутеров становится все более распространенной причиной домашних пожаров. Действительно ли это так важно или это просто контент, представляющий интерес для СМИ?
Пока еще слишком рано называть это тенденцией и называть электросамокаты неким тревожным риском, основываясь на реальных данных. Хотя освещение в СМИ каждого пожара на скутере иногда может показаться именно таким.
Но мы живем в век батареек, они есть в десятках устройств вокруг нас, и мы, конечно, осознаем их определенные риски в отношении пожаров. Конкретно с самокатами проблема заключается в том, что аккумулятор подвергается серьезным ударам, вибрациям, а иногда и ударам, приводящим к различным деформациям. Они часто подвергаются воздействию высоких и низких температур и влажности. Если это качественный товар известного бренда, можно ожидать, что он протестирован для такого использования и технически готов к нему. С дешевыми моделями, не соответствующими европейским стандартам, может быть, и не так, но заманчивый ценник делает их привлекательными в предложениях магазинов. И там конечно может и иногда появляется проблема. Я считаю, что при покупке обязательно стоит определиться, прошел ли самокат европейские испытания и соответствует ли он всем требованиям законодательства.
Самый большой риск возгорания электросамоката возникает во время зарядки. Как это сделать максимально безопасно? Обычно он заряжается ночью в холле, что в случае пожара отрезает пути эвакуации жильцов…
Да, отрезать себе путь к отступлению — это, конечно, неправильно. В случае возгорания более крупного аккумуляторного блока скутера горение происходит относительно быстро, динамично, с большим выделением токсичного дыма, возможно даже с некоторыми взрывами фрагментов аккумулятора в окружающую среду.
В идеале зарядка должна происходить на открытых площадках, которые не будут подвергаться воздействию тепла и не будет риска распространения огня на другие предметы или предметы, и в то же время можно будет защитить самокат от кражи. Конечно, это относится и к зарядке электронных велосипедов. Однако недвижимость сегодня к этому не готова.
Поэтому в реальных условиях желательно хотя бы кратковременно контролировать самокат во время зарядки, заряжать его в хорошо проветриваемом помещении и вдали от легковоспламеняющихся материалов. И, конечно же, не подвергать его воздействию высоких температур, например, прислоняя его к радиатору, — это напрашивается на проблемы. При этом ничем не накрывайте аккумулятор и зарядное устройство.
Например, зарядка на балконе — совсем неплохая идея, но надо следить, чтобы самокат и особенно зарядное устройство не попали под дождь, и держать его хоть немного под контролем — даже фасад сегодня может быть сделан из легковоспламеняющегося материала.
И конечно – и это касается всех случаев – желательно прочитать руководство пользователя и следовать инструкциям производителя. Это может показаться банальным и скучным, но если производитель что-то рекомендует в инструкции, например по обслуживанию, он знает, зачем он это делает.
Отойдя от электросамокатов, многие аккумуляторы сегодня относятся к инструментам и садовому инвентарю. А подзаряжаются они обычно где-нибудь в гараже или сарае…
Принципы на самом деле те же. Место, где находится аккумулятор, должно быть чистым, а вокруг заряженного аккумулятора должно быть как можно меньше легковоспламеняющихся материалов. Идеально подойдет негорючий коврик.
Ни аккумулятор, ни зарядное устройство во время зарядки ничем не должны быть накрыты, а особенно на рабочем месте, будьте осторожны с пылью и возможным засорением вентиляционных отверстий и разъемов – все должно быть максимально чисто. И неплохо бы проверить состояние как кабелей к зарядному устройству, так и контактов зарядного устройства и аккумулятора.
Конечно, идеально заряжать эти аккумуляторы где-нибудь, где я могу за ними присматривать и контролировать. И конечно перепады температур на улице, т.е. ни в коем случае не на солнце, не возле обогревателя, и наоборот на улице в мороз.
И то же самое относится и к сказанному ранее: с очень дешевыми устройствами всегда больше риска, что производитель потратился на подключение, качество контактов, прочность проводки, защиту аккумулятора.
Полковник инж. Михал ВалушОн является признанным экспертом в области пожарной безопасности в Чехии. После окончания в 2010 году кафедры пожарной безопасности и промышленной безопасности факультета техники безопасности VŠB – Технического университета Остравы он начал свою карьеру в Оломоуцкой региональной пожарной спасательной службе в должности офицера по предотвращению строительных работ.
Михал Валуш В 2013 году перешёл в Министерство внутренних дел – Главное управление пожарно-спасательной службы Чехии, где постепенно занимал должности от делопроизводителя до начальника отдела строительства и технической профилактики. Сейчас он работает директором департамента профилактики. В своем качестве полковник. Валуш участвует в создании правовых норм и стандартов в области пожарной безопасности зданий. Он является членом нормативной комиссии «Пожарная безопасность зданий – ТНК 27» и других экспертных групп и комиссий, занимающихся этим вопросом. Помимо административной и законодательной деятельности, он активно занимается лекторской и просветительской деятельностью, где делится своим опытом и знаниями с профессиональной общественностью. |
Имеет ли смысл покупать металлический ящик для зарядки и хранения аккумуляторов и изолировать их от окружающей среды? Разумеется, в плане поддержания вентиляции.
В общем, я думаю, и это теперь личное мнение Михала Валуша, а не директора департамента профилактики, что, наверное, это будет единственный путь в будущем. Эти фонарики будут вокруг нас, и мы будем использовать их, даже зная, что существует некоторый риск. А это включает в себя знание того, что батарея может быть новой, выглядеть совершенно безопасной и ее параметры могут постепенно меняться. Это также может быть скрытый производственный дефект, который не сразу заметен.
Так что да, кто хочет снизить риск и иметь некоторую, скажем так, уверенность, то такие аккумуляторные ящики станут решением. Это будущий способ изоляции зарядных аккумуляторов от горючей среды, что является одним из основных принципов пожарной безопасности: разделение опасных мест на пожаробезопасные пространства, мы называем их пожарными отсеками.
Размещение аккумуляторных батарей в защищенном месте даст вам время среагировать в случае возникновения проблемы. На рынке представлены различные решения, в том числе вентиляция, возможно, также с внутренней системой пожаротушения.
Я ожидаю такого же решения для хранения аккумуляторов и резервных источников, причем они будут спроектированы так, чтобы их можно было легко отсоединить и вывезти или вынести на улицу.
КОММЕНТЫ