Регистрация
*
*
*

Leave the field below empty!

Сравнение франкоязычной и англоязычной колониальных систем образования: пример Джибути и Кении -сообщает Mahad из www.lanation.dj


Сегодня в 07:47
на сайт, и вы сможете вступить в группу.

Сравнение франкоязычной и англоязычной колониальных систем образования: пример Джибути и Кении -сообщает Mahad из www.lanation.dj

Издание LA NATION в рубрике Actualité опубликовало 2025-12-09 10:55:00, что

Колониальные системы образования в Африке были сформированы европейскими державами, отражающими их административную и культурную философию. Франкоязычная система, в которой доминировала Франция, благоприятствовала ассимиляции и централизации, в то время как англоязычная система, находившаяся под британским влиянием, делала упор на непрямое управление и более прагматичный подход. В этом анализе эти две модели сравниваются на примерах Джибути (французская колония) и Кении (британская колония), изучая уровень развития образования, педагогические подходы и их влияние на страны и население.

Исторический контекст колониальных систем образования

В 1950-е годы Африка все еще находилась под колониальным правлением, и деколонизация только начиналась. Французская система образования была направлена ​​на интеграцию колоний в «родину» путем введения единой учебной программы, светской и на французском языке, для подготовки ассимилированной элиты. Напротив, британская система была более децентрализованной, в ней использовались христианские миссионерские школы и образование на английском языке, часто ограничивавшееся местными административными потребностями, с меньшим упором на полную ассимиляцию.

Джибути (французское побережье Сомали, а затем территория афаров и исса)

Франция установила свой контроль над Джибути в 1888 году, главным образом по стратегическим причинам, связанным с выходом к Красному морю и связью с Эфиопией. Французская колонизация стимулировала развитие ключевой инфраструктуры, такой как порт Джибути и железнодорожная линия Аддис-Абеба-Джибути (завершена в 1917 году), способствуя торговле и урбанизации. Однако оно сосредоточилось на экономической и военной эксплуатации, создав социальное неравенство, экономическую зависимость и отсталость в образовании и сельском хозяйстве, оставив после обретения независимости наследие бедности и этнической напряженности.

Джибути, официально являющаяся французской колонией с 1896 года, приняла строго франкоязычную систему образования. Образование было централизованным, учебная программа была вдохновлена ​​учебной программой мегаполиса: обязательное начальное образование на французском языке с упором на республиканские ценности, французскую литературу и историю. Школы были редки и сосредоточены в городских районах, таких как Джибути. Уровень грамотности был низким и составлял около 10% взрослого населения в 1950 году из-за ограниченных инвестиций и кочевого населения. Джибути получила независимость 27 июня 1977 года. Население на тот момент оценивалось примерно в 250 тысяч жителей.

Кения

Будучи британским протекторатом с 1895 года, Кения имела решающее значение для Угандийской железной дороги (завершенной в 1901 году), связывавшей Момбасу с Кисуму для доступа к ресурсам Уганды и Судана. Он предоставлял плодородные земли для плантаций кофе, чая и сизаля, приносил прибыль от сельского хозяйства и служил военной базой во время мировых войн.

Кения извлекла выгоду из более развитой англоязычной системы образования, находящейся под влиянием христианских миссий (католической и протестантской). Образование было разделено на начальную (на английском и местных языках) и среднюю школу с упором на практические навыки колониальной администрации. Такие учреждения, как Средняя школа Альянса, были элитными. Уровень грамотности достиг около 30% в 1950 году в некоторых регионах благодаря более широкой сети школ, хотя доступ между этническими группами оставался неравным. Страна обрела независимость 12 декабря 1963 года. На тот момент в Кении проживало около 8 миллионов жителей.

Сравнение подходов к обучению

Франция под влиянием Революции и Наполеона выступала за сильное государство и единообразное образование для формирования национальной идентичности. Французская система в Джибути была высокоцентрализованной, с прямым контролем из Парижа, что вводило единую учебную программу для ассимиляции студентов во французскую культуру. Соединенное Королевство с его парламентской системой и федерализмом поощряло местную автономию и плюрализм, избегая чрезмерного государственного контроля. В Кении британский подход был более гибким: делегирование полномочий местным миссиям и региональным властям позволяло адаптироваться к этническому и языковому контексту.

Преподавание французского языка в Джибути направлено на тотальную ассимиляцию, маргинализируя местные языки (сомали, афарский). В Кении языком высшего образования был английский, но на уровне начальной школы допускались разговорные языки, что отражало стратегию непрямого управления, а не принудительной ассимиляции.

Британская промышленная революция отдавала предпочтение практическому и коммерческому образованию, в то время как Франция после 1789 года делала упор на гражданское и светское образование.

Обе системы были элитарными, но британцы в Кении предлагали больше школ (около 5000 начальных школ в 1950 году по сравнению с менее чем 20 в Джибути), способствуя более широкому распространению грамотности, хотя и ограничиваясь сельскими районами. Джибути было гораздо менее населено, чем Кения, но для того же сравнения количество школ на французском побережье Сомали было намного меньше.

Уровень развития образования

В Кении христианские миссии действовали очень активно и создали более густую сеть школ, часто используя местные языки в начальном образовании. Было принято сотрудничество между государством и религиозными силами. Это позволило охватить большую часть сельского населения. Хотя французские католические миссии также присутствовали в Джибути, они не пользовались таким же уровнем интеграции или систематической поддержки со стороны светской администрации (закон 1905 года о секуляризме, отделении церкви от государства). В количественном отношении Кения превзошла Джибути: в 1950 году уровень охвата начальным образованием в Кении составлял около 30% по сравнению с 10% в Джибути. Британские инвестиции были выше: средние школы готовили административные кадры. В Джибути образование оставалось на зачаточном уровне с упором на начальное образование. В качественном отношении кенийская система создала более разнообразную элиту, тогда как система Джибути создала очень небольшую франкоязычную элиту.

Влияние на страны и население

Французское образование оставило прочное лингвистическое наследие: французский язык стал официальным языком после обретения независимости (1977 г.). Однако это препятствовало развитию, создавая культурную зависимость и ограничивая доступ к образованию для сельского населения. Низкие образовательные стандарты задерживают экономическое развитие.

Британская система способствовала более плавному переходу к независимости (1963 г.), обучая многих лидеров. Английский как международный деловой язык способствовал развитию экономики, привлекая иностранные инвестиции.

В Джибути ассимиляция создала разрыв между франкоязычной элитой и неграмотными массами, усилив социальные разногласия. В Кении более доступное образование способствовало появлению африканского среднего класса, но с риском культурного отчуждения.

Население Кении выиграло от улучшения доступа к образованию, сокращения бедности и повышения социальной мобильности. Кения по-прежнему опережает Джибути в 2025 году (уровень грамотности в Кении составит 83% в 2025 году). В Джибути плохое развитие образования привело к стагнации уровня грамотности до 1980-х годов. Однако впоследствии были предприняты крупные реформы, чтобы компенсировать задержку.

Какие пути развития системы образования Джибути

Джибути получила независимость в 1977 году, имея зачаточную систему образования, сосредоточенную только в столице, и с чрезвычайно высоким уровнем набора учащихся. Результаты 2025 года показывают, что скачок вперед будет огромным. Бюджет, выделяемый на образование, значителен (20% от общего бюджета). Сегодня уровень грамотности увеличился примерно до 53% (DISED). Уровень охвата начальным образованием также значительно увеличился за последние десятилетия. Хотя процентное увеличение впечатляет, Джибути стартовала с настолько низкого уровня, что абсолютный уровень остается ниже, чем в Кении. Страна сталкивается с постоянными проблемами доступа к образованию в сельской местности и для девочек.

Чтобы компенсировать задержку, вызванную наследием элитарной и неравной колониальной системы образования, Джибути инициировала несколько реформ. Пути развития сосредоточены на инклюзивности, всеобщем доступе, повышении качества образования.

С момента обретения независимости и особенно после конференции по общему образованию 2000 года основная цель заключалась в том, чтобы гарантировать всем детям доступ к качественному базовому образованию с упором на неблагополучные районы и маргинализированные группы населения. Джибути продолжает борьбу с неграмотностью среди взрослых посредством специальных образовательных программ, уделяя особое внимание женщинам, находящимся вдвойне в неблагоприятном положении.

Школа эпохи французского побережья Сомали, иллюстрирующая централизованную и элитарную франкоязычную систему образования.

Колониальное наследие часто характеризовалось обучением, оторванным от местных потребностей. Поэтому также важно усилить адаптацию системы к национальным реалиям и рынку труда. Следует продолжить усилия по приведению школьных программ в соответствие с экономическими потребностями страны для улучшения профессиональной интеграции молодых выпускников.

Учащиеся британской колониальной школы в Кении (1950-е годы) — английский как язык обучения, форма и более плотная сеть школ, чем в Джибути одновременно.

Кроме того, следует улучшить интеграцию социальных и культурных ценностей сообщества в образовательную программу, одновременно продвигая гражданственность. Крайне важно содействовать преподаванию национальных языков.

Целостный системный подход необходим для координации усилий и обеспечения устойчивости реформ.

Не существует абсолютно «лучшей» колониальной системы образования. Обе системы по своей сути были инструментами колониального правления, призванными служить интересам метрополии. Однако их наследие продолжает влиять на нынешние системы образования в бывших колонизированных странах. Сравнение Джибути и Кении показывает, как колониальные образовательные подходы надолго сформировали постколониальные траектории. Британская модель, более прагматичная и обширная, предлагала развитие высшего образования, способствуя большей инклюзивной независимости. Французская модель, ориентированная на ассимиляцию, оставила более ограничительное наследие. Хотя колониальное наследие дало бывшим британским колониям первоначальное преимущество, нынешнее развитие систем образования во многом зависит от постколониальной национальной политики каждой страны.

Абдаллах Херси

Автор публикации

Только ветер буйный поет за кормой: Чио Чио Сан - я хочу быть с тобой!

  • Галерея пользователя
  • Гостевая пользователя

АВТОРИЗУЙТЕСЬ, чтобы написать в гостевухе

!

Пока нет записей в гостевой книге пользователя


Расшарить

227

КОММЕНТЫ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Регистрация
*
*
*

Leave the field below empty!