Сегодня тот день, когда сэр Саймон Рэттл задувает 70 свечей. Среди многих похвал мы выбрали эту прекрасную статью Арианы Тодес, бывшего редактора журнала Strad, описывающую, каково было играть в его оркестре в качестве любителя.
Саймон Рэттл смотрит прямо на меня, его глаза горят, кулаки трясутся. Я напрягаюсь всеми фибрами своего существа, чтобы дать ему то, что он хочет. Я бы умер за этого человека прямо сейчас. Я отчаянно пытаюсь сформировать фразу так, как он показывает, выдерживая длинную ноту и становясь громче во время арпеджио. Но я слишком сильно усиливаю звук, мои ноты трескаются, я теряю концентрацию, и мне приходится оторвать зрительный контакт, чтобы посмотреть на музыку, мне стыдно за себя. Мне вспоминается, почему я решил не становиться профессиональным музыкантом.
Тем не менее, в течение пяти дней в мае, вместе со 100 другими музыкантами-любителями, мне было позволено мечтать. Мы были гостями Берлинского филармонического оркестра, отобранного (посредством видеопрослушивания) из 1900 претендентов из 30 стран для участия в составе оркестра BE PHIL под управлением Первой симфонии Брамса под управлением самого сэра Саймона. Когда мы впервые встречаемся в фойе филармонии, мы подобны легкомысленным детям, выигравшим золотые билеты Вилли Вонки.
В течение первых двух дней мы репетируем с дирижером и скрипачом Берлинского Фила Стэнли Доддсом, одним из инициаторов проекта. Он уравновешивает и настраивает нас, указывает на важные линии, характеры и детали, заставляет слушать друг друга, дает представление о темпах Рэттла. На третий день мы узнаем, что Рэттл находится в здании – в кофейне ходит шум, и все стараются вести себя как обычно. А потом он на трибуне приветствует нас. «Я так рад. Большое спасибо. Я не могу ждать. Давайте просто сыграем Брамса». А как мы играем: наша концентрация и энергия зашкаливают.
За шесть часов репетиций с Рэттлом его энтузиазм и преданность делу никогда не угасали. Он предлагает исторический контекст: Брамс добавил вступление только после того, как услышал «Тристан и Изольду» Вагнера, поэтому, хотя обычно его музыка никогда не должна звучать как Вагнер, это исключение. Есть повествования, которые помогают выявить эмоциональные сложности: в одном такте Брамс полон тоски по Кларе Шуман; В следующий раз он вспоминает, что живет в доме ее мужа и его наставника. Шутки: шутка Вуди Аллена о том, что его мозг — второй любимый орган (в тех случаях, когда контрабас не следует за дирижерской палочкой). Аналогии: Сравнение Зигмунда Нисселя из квартета «Амадеус» струнного квартета с бутылкой вина применимо и к оркестрам: виолончели — это бутылка, первые скрипки — этикетка, а вторые скрипки и альты — это само вино.
Мы также являемся свидетелями вспышек разочарования…
Читайте здесь.
КОММЕНТЫ