Я все еще здесь«Надежда Бразилии на славу Оскара» сосредоточена на годах военной диктатуры в стране (1965-1985), но в то же время это во многом «фильм о настоящем», говорит его главная актриса Фернанда Торрес.
Фильм, получивший награду за лучший сценарий на Венецианском кинофестивале 2024 года, оказался популярным у бразильской аудитории и получил высокие 90 процентов на сайте агрегирования рецензий Rotten Tomatoes.
Под аплодисменты и слезы этот фильм уже посмотрели около трех миллионов бразильцев, что сделало его самым большим успехом в латиноамериканском кино в 2024 году.
Номинанты на «Оскар» будут объявлены 17 января. Я все еще здесь входит в шорт-лист конкурса в категории «Лучший международный фильм». В воскресенье он также будет номинирован на премию «Золотой глобус».
я все еще здесь«, как он называется на родном языке, основан на реальной истории Рубенса Пайвы, левого прогрессивного политика, исчезнувшего при диктатуре, против которой он выступал.
В нем рассказывается о борьбе, которую вела его жена Юнис Пайва, чтобы выяснить, что с ним случилось после того, как он был похищен агентами режима в 1971 году. Его тело так и не было найдено.
По данным Национальной комиссии по установлению истины, которая расследовала нарушения прав, военная диктатура Бразилии несет ответственность за гибель и исчезновения более 400 человек, еще тысячи подверглись пыткам и были незаконно задержаны. Однако многие преступления военного режима так и не были привлечены к ответственности.
С Я все еще здесьРежиссер Уолтер Саллес возвращается после десятилетнего отсутствия и на фоне большого ожидания критического успеха его фильма 1998 года. Центральный вокзал и 2004-е годы Дневники мотоциклиста.
Собственная мать Торреса, 95-летняя номинантка на премию «Оскар» Фернанда Монтенегро, появляется в конце фильма, изображая пожилую Юнис Пайву.
Жесткость событий контрастирует с сеттингом фильма. В теплом Рио-де-Жанейро на пляже Леблон воссоздана жизненная жизнь дома Юнис с ее пятью детьми, который в то время был заполнен небольшими домиками вместо высоких зданий, которые сейчас доминируют на побережье.
Вот что Саллес и Торрес рассказали AFP о фильме в совместном интервью, когда сезон наград Голливуда вступает в разгар:
Прошлое и настоящее
Хотя фильм посвящен историческим событиям, есть ли в фильме современный резонанс?
Саллес: «Когда мы начали проект в 2016 году, мы думали, что это будет возможность взглянуть в прошлое, чтобы понять, откуда мы родом. Но, учитывая рост крайне правых в Бразилии с 2017 года, мы поняли, что фильм также помогает понять настоящее. Сегодня существует проект власти, основанный на стирании памяти. Перед лицом этого художественные выражения приобретают значение».
Торрес: «Это фильм о настоящем. У нас был президент [Jair Bolsonaro, between 2019 and 2022] который восхвалял палача режима и считал, что военные спасли Бразилию от коммунизма. я все еще здесь призывает к важным размышлениям, поскольку мы видим, что подвалы диктатуры все еще открыты. Оно трогает сердца самых разных людей. Тот, кто посмотрит фильм, подумает: «Это неправильно, не было причин преследовать эту семью».
Какой эффект это может оказать на небразильских зрителей?
Саллес: “На международных фестивалях мы получили такую же реакцию, как и в Бразилии, потому что мы не единственная страна, которая видит, насколько хрупка демократия, или переживающая или пережившую травму, полученную от крайне правого крыла.
«Шон Пенн посмотрел фильм в день избрания Дональда Трампа, и когда он представлял его в Лос-Анджелесе, он сказал, что улыбка Юнис Пайва была примером сопротивления тому, что происходит в Соединенных Штатах».
Торрес: «Мы живем в нестабильном мире, где новые технологии меняют социальные отношения. В такие моменты мы видим всплеск стремления авторитарного правительства вернуть порядок.
«Через точку зрения этой семьи фильм показывает, что это значит для страны с жестоким правительством, которое приостанавливает гражданские права».
В фильме рассказывается грустная история, но есть моменты, когда зритель улыбается. Почему?
Торрес: «Фильм обнадеживает как самим его существованием, так и стойкостью и радостью этой семьи. Он повествует о трагедии, но вы не выходите из кинотеатра без надежды. Напротив, вы думаете: эти люди сопротивлялись, выжили, они существуют».
Фильм начинается с тщательной реконструкции жизни семьи Пайва в Рио-де-Жанейро 1970-х годов. Откуда взялось это восклицание?
Саллес: «Это были воспоминания о моих подростковых годах. Моя девушка лет 13-14 дружила с одной из дочерей Пайвы, поэтому я проводил с ними много времени.
«В их доме это был другой мир, со свободной политической дискуссией, где можно было говорить о подвергнутых цензуре книгах и пластинках, где вы мечтали о более инклюзивной стране».
«Но я также обнаружил насилие, о котором я не знал. День, когда Рубенса похитили, чтобы его больше никогда не видели, оставил суровое впечатление, когда все изменилось для всех, кто был в этом микрокосме. Какую бы невинность мы ни имели, мы потеряли в тот день». “
Как вы справляетесь с ожиданиями претендента на «Оскар» за лучший международный художественный фильм?
Саллес: «Награды призваны привлечь больше людей на просмотр фильмов, поэтому я рад в этом смысле. Если это произойдет, [that we get nominated]было бы здорово. Если нет, жизнь продолжается. Мой принцип заключается в том, что тот, кто настроен оптимистично, плохо информирован».
Факундо Фернандес Баррио, AFP
КОММЕНТЫ